История о том, как больно быть нарциссом

Начало этой темы можно почитать здесь.

Жил-был одинокий офисный работник. Снимал себе жильё, ни с кем особо не дружил, ездил иногда к проституткам. Но по большей части сидел дома в одиночестве и размышлял, что все люди в общем-то мерзость, только никто не имеет смелости в этом признаться. А он мерзостью себя признать смелость имеет, и вести себя соответственно тоже имеет смелость. Поэтому он молодец, думал он. Даже в каком-то ракурсе он — исключительная личность. Только живёт, можно сказать, в подполье.

бильярд

Как-то сослуживцы потащили его в бар на пьянку. Он и идти-то не хотел, потому что понимал, что звездой вечеринки ему не стать. Караоке он петь не умеет, на бильярде постоянно проигрывает. А если так, какой смысл идти? Одно расстройство. Но — поддался чужому напору.

И вот ему приспичило выплеснуть имеющуюся мерзость на приятелей. Скандал он учинил буквально на пустом месте, всех оскорбил, обидел, и свалил.

Вот такой честный парень, не стал притворяться приличным человеком.

С горя он подался в публичный дом. И после справления естественных надобностей, он вдруг был осенён музой благородных чувств. Он почувствовал силы сделать мир лучше и причинить добро, а подвернулись ему под горячую руку эта самая проститутка. В самых нежных красках расписал он ей, как хороша и приятна семейная жизнь, какой мимимишный младенец у неё бы родился, решись она выбраться из криминала. А так она с годами опустится до самой дешевой касты, сопьётся и сдохнет под забором. Девушка прониклась, и они вместе порыдали. Потом товарищ сглупил и дал ей свой адрес с обещанием помочь спастись из пучин порока. И отчалил домой.

девушка в плаще

На следующее утро он проснулся в уверенности, что он последняя тварь, потому что никому помогать не в состоянии ни при каких условиях. И когда дурочка эта к нему припёрлась-таки за спасением, он её застыдил, что она такая доверчивая бестолочь. Неужели не ясно было сразу, что он — последняя мразь?! А людям-то вообще верить нельзя, чтоб она знала. Тут девочка повела себя, как святая — бедолагу пожалела и даже простила. И сказала, что сама изыщет ресурсы поменять свою судьбу. А ему спасибо за идею. На том и порешили.

 

***

А, забыла уточнить. Дело якобы происходило в Питере, и автор этой истории — Федор Михайлович Достоевский. Да-да, наше светило. Самые начитанные давно догадались, что я дерзко пересказываю «Записки из подполья». А я их даже не читала, а по-буржуйски смотрела спектакль с Константином Райкиным.

Но упустить такого пышного «нарцисса», как герой этой повести, не могу. Так что смотрите, как у него в голове все устроено.

 

В кабак он не хотел, потому что понимал заранее, что там ему не бывать всеобщем любимцем публики. А так остро хотелось! А раз любимцем не вышло, пришлось устроить безобразную сцену «я подонок». Невыносимо же сидеть серой мышью.

Мы же не такие.

У проститутки он перешёл в фазу «я идеал», и ощущая себя чуть не богом, а ангелом-то точно, напел ей, как прекрасна здоровая жизнь. Наконец-то! Наконец-то перед кем-то он смог почувствовать себя успешным и безгрешным, безупречным. Понятно, почему он дал ей адрес: если бы не дал, это порушило бы в его собственных глазах образ идеального человека, которым он в кои-то веки себя почувствовал.

А наутро к нему вернулась фаза «я ничтожество», потому что долго работать идеалом — так утомительно. И он, естественно, опять вёл себя, как ничтожество. И сам горько страдал от этого. Но не со смирением, да простят меня атеисты, а со смакованием. «Смотрите, я мра-азь! Смотрите на меня, пока вас не стошнит!»

 

Вот как человеку бывает худо, когда он стремится к идеалу неправильным способом!

Как отличить правильный способ от неправильного?

Когда у него нет свободного выбора: хочу, стремлюсь, хочу, нет, — это плохо. У нашего персонажа острая, болезненная необходимость быть идеалом. И нет внутреннего оправдания, что даже у самого хорошего и сильного человека нет ни ресурсов, ни физической возможности, ни россыпи талантов, чтобы прожить жизнь, ежеминутно достойную всеобщего восхищения.

Вот.

 

***

И ещё, поделюсь сатирической песенкой, где лирический герой Василия К. тоже описывает свой переход из фазы «плюс» в фазу «минус». Вы уж простите, что я постоянно со своим Василием, но пример уж очень показательный.

Ночью я свято уверен

 

Что я – блистательный гений

 

Но стоит заре осветить этот мир

 

И место моё – сортир.

По-моему, тоже оно. Все-таки поэты в двух словах способны объяснить суть вещей!

 

А вы знаете примеры нарциссизма в искусстве или в жизни?