Когда Совпадают Хочу и Надо? Часть 1

Я уже писала на эту тему немного в другом ракурсе.

Мне представляется, что развитие личности состоит из нескольких этапов.

Первый этап. Встреча со словом «надо».

alphabeth-699423_1280По своей природе ребенок проявляет порывы познавать мир и добиваться своего, не зная ни о собственной безопасности, ни о том, что он может кому-то помешать или навредить своими действиями. Окружающие по мере сил прививают ему понятия о взаимодействии в обществе и о правилах, важных для собственной благополучной жизни. Используют при этом страх наказания или потребность в любви и принятии, которые есть в каждом ребенке от природы. Действуют в зависимости от своей осведомлённости, от возможностей уделять силы и время воспитанию.

 

Приучать детей выполнять правила необходимо, потому что без социальных навыков, на одних инстинктах, никто не впишется в общество благополучно. Не будет знать ни приёмов взаимовыгодного обмена, ни способов избежать насилия и обмана, ни причин, почему не надо применять насилие и обман самому.

Второй этап. Жизнь под девизом «надо».

Потом система правил, воспринятая в детстве, применяется бессознательно, на автомате, и она полезна. Невозможно же каждую секунду при каждом мимолетном общении решать нравственные проблемы, просчитывать все возможные последствия и принимать решение, как тут ответить на этот раз! Если человек не в состоянии вообще задумываться о своих принципах и проверять их на актуальность, если у него не такой склад характера или просто жизнь слишком тяжела, то можно прожить до конца дней на автопилоте. И транслировать этот набор принципов следующему поколению.

Перед таким человеком стоит только вопрос, быть послушным или нет. И если он что-то нарушает, потакая своим инстинктам, то бояться ему приходится только наказания извне.

Тяжело всё время чувствовать только чужие «надо», быть пассивным исполнителем. Или активным, но нарушителем. Поэтому, если правила усвоены, они превращаются в совесть, идут изнутри и дают человеку право гордиться собой. Своей воспитанностью, порядочностью, трудолюбием.

Третий этап. Пересмотр своих убеждений.

Но бывает, что следовать общепринятому правилу в конкретном случае невозможно, слишком тяжелые последствия. Или человек сам начинает осознавать и проверять свои убеждения. Пересматривать некоторые из них. Например, с помощью специальных техник.

И тогда он оказывается перед личным выбором, начинает искать собственные ответы на вопросы, предложенные жизнью. И это нелегко. Но так он начинает жить свою жизнь. И так он получает доступ к дополнительной энергии.

Потому что самостоятельные решения часто приводят к тем результатам, которых сам человек хочет. И радость в случае успеха дает силы продолжать эту практику. Хорошо, конечно, если он при этом хочет блага не только себе, но и окружающим. Для этого превращения человеку нужна смелость, чтобы заранее принимать результаты своих неудачных решений. Нужно знать, что риск есть, оценивать его и действовать, когда этот риск допустимого размера. Нужно умение: с одной стороны — прощать себя за ошибки, чтобы не остановить развитие. С другой стороны — уметь наблюдать жизнь, делать выводы и учиться, чтобы не ходить по граблям.

Продолжение здесь.