Как изменилась ценность информации в современном мире?

Какая информация избыточна?

Какой смысл городских детей заставлять в школе читать о красоте природы? Многие из них никогда в жизни не видели, как играют блики на реке, какой роскошью кажется осенний лес во всём его буйстве красок. Не обращали внимания, что цвет неба бывает таким пронзительным, что аж уши закладывает. Может, даже и смотрели мельком, но не видели. Читать о том, что не испытано – пустая трата времени. Не может слово породить эмоцию, если за этим словом не стоит зрительный образ. Или другое nature-946506_640реальное чувственное ощущение. Если уж учить чем-то восхищаться, хорошо было бы показывать это. Отрадно хотя бы, что у детей к школе уже накапливается определенный эмоциональный багаж, который позволяет сочувствовать книжным персонажам.

Какая именно ценность в знаниях?

Богатство знания в том же, в чём богатство зрения. Твой мир становится больше,  когда ты можешь больше увидеть. Твой мир становится сложнее, и ты можешь больше в нем предсказать и больше сам нафантазировать. Но просто знания – без действий – это как человек зрячий, но без рук. Человек должен много делать и еще больше видеть. В прежние времена была проблема с доступностью информации. У людей не хватало нужных им книг и учителей. Приходилось действовать в потёмках. Человечество накопило большое количество примеров, как плачевно это кончается.

 

Теперь настало другое время. Узнаванию практически ничего не мешает, кроме лени. Те, кто не считает узнавание целесообразным, по прежнему действуют в потёмках. А те, кто понимает ценность света, могут впасть в другую крайность: слишком сосредоточиться на узнавании. Забывая пользоваться какой-то частью своих знаний в реальном мире.

 

Какая опасность в пассивном накоплении знаний?

Узнавать и не делать – вредно. Узнаёшь, узнаёшь, копишь, копишь. Склад переполняется, богатства ржавеют и плесневеют. Знания обесцениваются. Появляется ощущение бессмысленности их накопления. Только реальный жизненный опыт дает новую ступеньку, на которую можно опереться для получения новых знаний.

 

В книге «Хохот шамана» Владимира Серкина есть разные интересные идеи, а мне вот понравилась мысль, что не всё в мире можно понять, пока у тебя нет определенной практики. Раньше знания ценили, как наиважнейший ресурс, потому что была их нехватка. Теперь нужно учиться соблюдать разумную пропорцию между теорией и практикой.

 

По-моему, главная работа, которую может делать Слово, это Разрешение. «Теперь ты это видишь, и оно может стать твоим! Теперь у тебя в жизни больше вариантов выбора. Больше свободы.» Но информация сама по себе ещё не дает силу, умение, навык. Не дает тебе в руки что-то реальное из настоящей жизни. Только манит возможностью. И этот мираж вероятного будущего, эта иллюзия жизни может быть такой сладкой, что есть соблазн посвящать ему своё время, свою жизнь. А реальная жизнь начинается, когда ты начинаешь действовать и получать результаты.