Время с пользой, дело с радостью

person-768582_640Я смотрю, как можно рассортировать дела и отдых?

Например, пара «надо-хочу» совсем не то же самое, что «полезно-бесполезно». Бывает же, что искренне хочется полезного. А бывает, что зачем-то заставляешь себя делать бесполезное, пока не заметишь это. А если еще учесть нюанс «полезно мне» или «полезно другим», то совсем любопытно получается. Еще понятно, когда хочешь полезное себе. А иногда накатывает принести пользу людям. А есть еще варианты трудно-легко, творчество-рутина. Тоже свои нюансы открываются.

Часто бывает, если что-то полезно, то «надо» это делать, приходится, хочешь не хочешь. И наоборот, что хочется, то «бесполезно». Случаи, когда «хочу полезное» мы просто не замечаем, потому что нет внутреннего конфликта. Хотя они бывают на каждом шагу. Случай, когда «надо бесполезное» тоже могу придумать, например, лечить насморк. 🙂 А если серьёзно, то это случаи поведения по шаблону.
Read more

Когда Совпадают Хочу и Надо? Часть 2

Продолжение. Начало здесь.

Третий этап. Пересмотр своих убеждений (продолжение).

Когда человек учится сам решать, что ему предпринять, как выстроить свою жизнь, у него появляется свобода выбора. И вот на этом этапе у человека начинается борьба своих собственных «хочу» и «надо».

Потому что он видит, что на одних «хочу» жизнь не построишь. Нужны долгосрочные планы. И нужны усилия для их достижения. Нужно и прилагать старания для собственного достойного уровня жизни, и нужно вносить посильный вклад в жизнь и радость других людей — для самоуважения.

Инстинкты говорят: наслаждайся сейчас! Тем, что есть! А разум противоречит: очевидно, что зарядка, уборка и повышение квалификации принесут профит в будущем.

Тут может хорошо выручить умение управлять временем. Ты выделяешь определённую часть времени на «надо» и определённую часть времени на «хочу». Ищешь мотиваторы, и вырабатываешь полезные привычки, чтобы самому заставить себя бодро делать то, что «надо». Ведь больше никто не стоит над тобой с ремнём или пистолетом, как тебе казалось на этапе рабства.

И даже совесть постепенно теряет свой вес, потому что поступаешь уже не по принципу «Как дОлжно», а привыкая оценивать, как будет лучше для всех. Но всё равно остаётся смутное разочарование от «добровольно-принудительной» жизни, где есть понятие «надо», и где есть осознанное и оправданное насилие над собой. Read more

Когда Совпадают Хочу и Надо? Часть 1

Я уже писала на эту тему немного в другом ракурсе.

Мне представляется, что развитие личности состоит из нескольких этапов.

Первый этап. Встреча со словом «надо».

alphabeth-699423_1280По своей природе ребенок проявляет порывы познавать мир и добиваться своего, не зная ни о собственной безопасности, ни о том, что он может кому-то помешать или навредить своими действиями. Окружающие по мере сил прививают ему понятия о взаимодействии в обществе и о правилах, важных для собственной благополучной жизни. Используют при этом страх наказания или потребность в любви и принятии, которые есть в каждом ребенке от природы. Действуют в зависимости от своей осведомлённости, от возможностей уделять силы и время воспитанию.

 

Приучать детей выполнять правила необходимо, потому что без социальных навыков, на одних инстинктах, никто не впишется в общество благополучно. Не будет знать ни приёмов взаимовыгодного обмена, ни способов избежать насилия и обмана, ни причин, почему не надо применять насилие и обман самому.

Второй этап. Жизнь под девизом «надо».

Потом система правил, воспринятая в детстве, применяется бессознательно, на автомате, и она полезна. Read more